Профессор Н. Т. Хасанов в момент выступления на конференции «Защищая жизни. Всем сердцем» в феврале с. г. в Ташкенте.
Заболевания сердца, сосудов и болезни системы кровообращения в целом остаются одними из самых распространенных в мире, это самая частая причина летальных исходов. Какие инновационные возможности сегодня есть в арсенале специалистов для борьбы с ними, и как выстраивается обмен опытом между кардиологами России и Узбекистана — в интервью Medical Express рассказал профессор, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой пропедевтики внутренних болезней имени профессора С. С. Зимницкого Казанского государственного медицинского университета Нияз Хасанов.
— Какие сердечно- сосудистые заболевания (ССЗ) наиболее распространены сегодня и от каких погибают чаще всего?
— Сегодня лидер по сердечно- сосудистым катастрофам — это ишемическая болезнь сердца. На втором месте — инсульт. Если говорить про самое распространенное сердечно- сосудистое заболевание, то это артериальная гипертония. И здесь мы видим, что заболевание молодеет: среди молодежи становится больше людей с избыточной массой тела, нарушениями питания, низкой физической активностью, это ведет к повышению артериального давления и увеличению числа таких пациентов.
— Есть ли сегодня возможности для эффективной терапии ССЗ? Можно ли говорить о том, что наука идет вперед?
— Сегодня говорить о том, что мы в состоянии полностью предотвратить развитие сердечно- сосудистых заболеваний, преждевременно. Однако мы можем существенно снизить риск их развития, и это общее дело вместе с пациентом.
В качестве примера приведу липидоснижающую терапию. Если у человека высокий риск ССЗ или уже есть заболевание, ему необходима коррекция уровня липидов. В этом случае бывает сложно добиться приверженности пациентов лечению, потому что терапия продолжительная, если не сказать пожизненная. Здесь нужны терпение, дисциплина и понимание со стороны пациента, что без такой профилактики у него есть высокие риски развития неблагоприятных событий. К сожалению, не все воспринимают эту информацию как аргумент и прекращают терапию. Поэтому вопрос приверженности как никогда актуален: у нас есть терапия, но без усилий пациента она не работает. Если вернуться к возможностям медицины в области кардиологии, у нас есть эффективные антигипертензивные
средства, которыми мы можем скорректировать артериальное давление у 95% пациентов. Есть антитромботическая терапия — антиагреганты. Когда у человека уже случилось коронарное событие, такая терапия снижает риск тромбообразования, чтобы предотвратить повторное событие. Все эти препараты сегодня есть в арсенале медицинского сообщества. И каждый шаг прописан в мировых стандартах, выверен многолетними клиническими исследованиями. И здесь вопрос взаимодействия врача с пациентом очень важен.
— В этой связи у врача- кардиолога особая миссия…
— Да, однако это миссия не только для кардиолога, но и врача общей практики, врача-терапевта.
— Поэтому обмен опытом между специалистами очень важен. В феврале вы приняли участие в научно-информационных мероприятиях, которые состоялись в нескольких городах Узбекистана. Расскажите, что планировалось в рамках этих мероприятий?
— Мы провели конференции в нескольких городах Узбекистана, они посвящены острым проблемам сердечно- сосудистых заболеваний. Мы говорили о пациентах с коронарными событиями с точки зрения подходов к восстановлению коронарного кровотока, какая ме-
дикаментозная поддержка и, в частности, антитромботическая терапия должна проводиться.Также говорилась о сердечной недостаточности. Дело в том, что мы научились бороться с острыми ситуациями — спасаем тех, кто раньше умирал на стадии инфаркта миокарда, например. Но дальше эти пациенты с годами переходят в группу хронических — у них развивается хроническая сердечная недостаточность. И в последние годы случилась фактически революция в медикаментозной терапии сердечной недостаточности, когда мы получили класс препаратов, который может существенно продлевать и улучшать качество жизни этих п ациентов, защищая их комплексно от сочетанной патологии сердца, нарушений обмена и почечной недостаточности, и мы об этом тоже говорили.
Здорово, что между кардиологическими сообществами России и Узбекистана налаживается обмен знаниями. Такая коммуникация очень перспективна, ведь у нас схожие проблемы, и мы можем вместе научиться их решать.
Могу сказать, что у нас складываются хорошие рабочие взаимоотношения с кардиоцентром Республики Узбекистан. Мы рассматриваем возможность организации российско-узбекского кардиологического саммита, который был бы регулярным и позволял нам обмениваться лучшими наработками, чтобы вместе совершенствовать медицинскую помощь, помогая нашим пациентам совместно бороться с сердечно-сосудистыми заболеваниями.
12.03.2024 433